Пресс-центр: Дама сдавала в багаж... Мини-исследование
экспресс-доставки грузов автомобильным транспортом в Украине: грузы
"мельчают.
Как известно, 2009 г. стал провальным для большей части украинских транспортных компаний, работающих в сегменте автомобильных грузоперевозок. Если до этого рынок стабильно демонстрировал положительную динамику, то в минувшем году объем таких грузоперевозок снизился почти на 25%. Однако не все "транспортники" пострадали в одинаковой степени. К примеру, компании, занимающиеся маршрутными перевозками и экспресс-доставкой, практически сохранили показатели на докризисном уровне, а некоторые из них и вовсе добились значительного роста. Этот факт дает все основания для того, чтобы внимательнее изучить данный сегмент. Кто является основным клиентом компаний, специализирующихся на экспресс-доставке? Какие грузы они чаще всего отправляют с помощью маршрутных перевозчиков? Ответы дает исследование компании "Ин-Тайм" — одного из лидеров данного сегмента.
ПОРТРЕТ КЛИЕНТА
Как ни парадоксально, но маршрутные грузопере-возчики в большей степени ориентируются не на розницу (клиенты — физлица), а на обслуживание корпоративного сектора. "Подавляющее большинство клиентов компании — постоянные. Это предприятия, которые делают регулярные поставки продукции по всей Украине", — отмечает Александр Троян, директор компании "Ин-Тайм". По его словам, юридические лица — это около 80% клиентов перевозчиков. Условно их можно разделить на четыре группы: торговые предприятия (доставка товаров), производственные компании (доставка продукции), специализирующиеся на авторемонте фирмы (доставка запчастей), а также юрлица, не относящиеся к перечисленным категориям (как правило, доставка документов).
Интересно, что с начала кризиса наибольшее увеличение числа клиентов было отмечено в торговом секторе. "Компании оптимизируют свой бизнес, концентрируясь на основном направлении деятельности и отдавая в аутсорсинг неосновные. Для торгового предприятия внешняя логистика товара — неосновная функция, поэтому ему удобнее воспользоваться услугами профессионального перевозчика", — объясняет А. Троян. Он также подчеркивает рост заинтересованности в услугах маршрутных перевозчиков со стороны Интернет-магазинов, ранее использовавших для доставки товаров как собственный транспорт, так и "по-старинке" услиги проводников в поездах. К примеру, среди постоянных партнеров компании "Ин-Тайм" сегодня более двух сотен он-лайновых торговцев.
ЧТО ВЕЗЕМ?
Несмотря на то, что основным клиентом перевозчиков является корпоративный сектор, большая часть доставляемых грузов не достигает по весу и 50 кг.
Точно как в стихотворении Самуила Маршака о даме, которая сдавала багаж (за исключением собачонки, конечно). "Более трети всех перевозок — это мелкие грузы и документы. Очень популярны перевозки шин, дисков, автозапчастей, бытовой техники, оборудования и полиграфии", — говорит А. Троян.
В то же время, если пересчитать грузы не по обще- му весу, а по их количеству (измеряется количеством оформленных деклараций, то есть единиц отправок), то показатель небольших "посылок" окажется еще более высоким. Так, на долю грузов весом до 10 кг приходится больше половины всех отправлений, еще почти 30% —это грузы категории "10—50 кг". Соответственно, на грузы потяжелее выпадает только пятая часть от общего количества. "Наши ресурсы позволяют нам перевозить грузы весом до Ют, но на практике заказы на доставку более 500 кг составляют всего лишь около 1% всех отправлений", — отмечает А. Троян.
По его мнению, тенденция уменьшения среднего веса перевозимых грузов будет сохраняться, как минимум, до момента стабилизации ситуации в украинской экономике. "Большинство современных теорий антикризисного менеджмента настоятельно рекомендует отказываться от привычного нам "опта". То есть поставлять только минимальное, самое необходимое количество, чтобы в чрезмерных запасах сырья и/или готовой продукции не замораживать оборотные средства, которые в условиях кризиса являются главным дефицитом", — аргументирует свою позицию А. Троян.
И если следовать его логике, то в ближайшей перспективе наиболее выгодные позиции на рынке грузоперевозок будут сохранять именно те компании, которые работают в сегменте маршрутной экспресс-доставки. Это серьезный повод для всех транспортников задуматься о диверсификации своих услуг и коррекции позиционирования.
|