едущие операторы рынка ударили по кризису инвестициями в развитие
Как свидетельствует
статистика, в 2010 году на рынке автомобильных грузоперевозок Украины
произошло оживление после кризисного 2009-го. Даже с учетом сокращения
количества операторов с 300 до 200 компаний, грузооборот
автотранспортной отрасли с января по май вырос на 20,2 % по сравнению с
аналогичным периодом прошлого года. Основные игроки рынка начали активно
инвестировать в развитие сети региональных представительств,
логистики, расширение портфеля услуг.
Коррективы кризиса внесли не все
В докризисные годы
рынок внутренних маршрутных грузоперевозок автомобильным транспортом
развивался достаточно стремительно и стабильно. Ежегодно эксперты
фиксировали общий рост грузооборота в среднем на 20 % (200 тыс. тонн).
Проблемы начались в 2009-м. Финансовый кризис, последствия которого
ощутили на себе все без исключения отрасли отечественной экономики,
автоматически повлек за собой и стагнацию рынка грузоперевозок.
Дистрибьюторские и торговые компании, операторы сетевой торговли,
производители всевозможной продукции, представители небольшого частного
бизнеса - традиционные клиенты перевозчиков, ввиду резкого сокращения
потребительского спроса автоматически снизили и периодичность заказов на
транспортировку товаров. В итоге, по данным Госкомстата, в 2009 году
объемы грузоперевозок сократились по сравнению с 2008 годом на 21,9 %
(до 695,7 млн тонн).
В сложившейся ситуации
игроки рынка были вынуждены перефокусировать свое внимание на
конкурентную борьбу в наиболее капризном секторе клиентов - физических
лиц. «Однако для завоевания наибольшей популярности одной лишь репутации
мощной и надежной компании здесь было бы недостаточно. Рынок диктовал и
необходимость введения новых услуг. Все это на фоне жесткой экономии
оборотных средств требовало существенных инвестиций в развитие.
Выдержать подобную нагрузку удалось далеко не всем. В общей сложности в
прошлом году кризис поглотил около сотни компаний-грузоперевозчиков.
Большому кораблю - большое плавание
Таким образом, на
рынке остались в основном лишь крупные транспортные предприятия,
имеющие собственную серьезную материальную базу, способные
инвестировать в собственное развитие, расширять сеть региональных
представительств и портфель предоставляемых услуг. На данный момент
пальму первенства делят между собой «Автолюкс», «Ин-Тайм»,
«Новая Почта», «Ночной экспресс», «CAT». На долю этих компаний сегодня
приходится более 50% объемов маршрутных грузоперевозок в стране.
«В прошлом году
произошел естественный процесс переформатирования рынка, и сокращение
числа контрагентов не оказало существенного влияния на его состояние.
Прежде всего, уменьшились объемы перевозимых грузов. Соответственно, на
плаву смогли удержаться те, кто имел мощные материальные и финансовые
ресурсы», - комментирует директор компании «Ночной экспресс» Владислав
Раевский.
Согласен с ним и директор ООО «Ин-Тайм» Александр Троян:
«Большое значение имеет то, с чем ты подошел к кризису, но и поведение
компании уже непосредственно во время кризиса тоже немаловажно. Ведь в
периоды экономических потрясений происходит перераспределение рынков, а
значит, у каждого есть шансы укрепить свои позиции, завоевать новых
клиентов, «откусить» себе большую рыночную долю».
Рынок наращивает обороты
Снизивший свою
активность в период кризиса, сегодня украинский рынок грузоперевозок
вновь набирает обороты. Так, поданным Госкомстата, с января помай 2010
года было перевезено 54,9 млн тонн грузов (рост на 12,3 %), грузооборот
составил при этом 14,8 млрд тонно-километров (рост на 20,2%).
Большинство
транспортных компаний работают качественно, предлагая услуги
квалифицированных грузчиков, водителей, такелажников. Этому
способствует целый ряд причин: благодаря здоровой конкуренции на рынке
грузоперевозок большинство транспортных агентств были вынуждены
усовершенствовать свои методы работы - все усилия направлены на то,
чтобы все ожидания и требования клиентов были бы полностью
удовлетворены.
Основную ставку в
маркетинговой политике лидеры сделали прежде всего на расширение своих
представительских сетей. Инвестирование в открытие новых филиалов
позволило транспортным компаниям значительно сократить сроки доставки
грузов, а также «отбить» своим статусом клиентов у «мелких рыбешек». К
примеру, компания «Ночной экспресс» открыла с начала года 10 филиалов и
еще несколько представительств намерена презентовать до новогодних
праздников. «До конца года наша компания покроет все областные и
районные центры Украины. Мы не будем открывать, как это делают
некоторые наши конкуренты, по несколько офисов в крупных городах. Мы
решили остановиться на принципе один город - один филиал», -
комментирует Владислав Раевский.
Масштабны и намерения компании «Ин-Тайм».
«Филиальная сеть нашей компании на сегодня одна из крупнейших на
отечественном рынке. С начала 20-+0 года число представительств
увеличилось с 87 до 120 офисов во всех регионах Украины. А к концу года
мы планируем расширить сеть до 131 представительства. В крупных
мегаполисах для удобства наших клиентов мы открываем по несколько
представительств сразу. Так, в Киеве действует пять филиалов компании «Ин-Тайм».
Помимо стандартных филиалов в городах, несколько лет назад мы начали
открывать «альтернативные» офисы. Например, представительства на
крупных украинских рынках: Одесса - Седьмой километр; Черновцы -
Калиновский рынок; Запорожье - автомобильный рынок на Ореховской
трассе; Харьков - автомобильный рынок «Лоск»», - рассказывает Александр Троян.
К вложениям в развитие
сети филиалов перевозчиков подталкивает реальная финансовая отдача. По
словам заместителя финансового директора Национальной службы доставки «Ин-Тайм»
Максима Демченко, даже в 2009-м кризисном году динамика увеличения
прибыли по отношению к предыдущему периоду составила 30 %. В текущем же
году прирост стабильно составляет 2-3 % в месяц. Что же касается
показателей деятельности компании в натуральном выражении, то по итогам
2009 года годовой грузооборот составил почти 40 тыс. тонн. «Несмотря на
кризисные явления в экономике страны, мы смогли увеличить грузооборот
на 21 % по сравнению с плановыми показателями. Таким образом, компания
вышла на докризисный уровень, тогда как вся отрасль по итогам 2009 года
продемонстрировала падение объемов грузоперевозок на 30 %», -
констатировал г-н Демченко.
Клиент всегда прав
Наиболее оптимальными методами борьбы с нестабильностью экономики страны маршрутные перевозчики называют улучшение качества
предлагаемых услуг,
оптимальные цены и оптимизацию клиентской базы. Повышенное внимание
уделяется дополнительным сервисным преимуществам, не требующим
значительных инвестиций и приносящим быстрый ощутимый эффект. Компании
инвестируют в развитие информационных сетей для более оперативного
оповещения клиентов о текущем месте пребывания и сохранности груза не
только через свой сайт, но и лично, с помощью мобильной связи. «Мы
сделали ставку на улучшение качества и скорость доставки. Плюс, ввели
дополнительный сервис – SMS-оповещение клиента о доставке груза, а также
много других, на первый взгляд, мелких, но очень важных для клиентов
услуг», - отмечает Владислав Раевский.
Среди других «шагов
навстречу клиенту» можно также назвать практикуемое некоторыми
компаниями бесплатное хранение доставленных грузов в течение
определенного количества дней. Некоторые операторы предлагают вариант
эконом доставки грузов: за счет незначительного увеличения срока
доставки стоимость услуги сокращается. Помимо этого, компании могут
предложить доставку в выходные дни; упаковку грузов различных типов;
выдачу груза по доверенности; перевозку автомобильных шин, дисков и
других товаров по специальным тарифам и мн. др. «Сегодня наши
автомобили доставляют грузы весом от 10 грамм
до 10 тонн. Действуют различные варианты доставки, в том числе и по
схеме «дверь-дверь». Кроме того, мы предоставляем такие услуги, как
курьерская доставка, упаковка грузов, перевозка палет, доставка
документов, выдача грузов по доверенности, подъем грузов на этаж», -
говорит начальник отдела маркетинга Национальной службы доставки «Ин-Тайм» Олег Чернов. По его словам, до конца текущего года ассортимент услуг будет еще более расширен за счет дополнительных сеансов для клиентов.
Кому доверить свой груз?
Для того чтобы не
попасть впросак при выборе автотранспортной компании, необходимо
выполнить ряд необременительных действий. А именно обратить внимание на
следующие моменты: период деятельности компании на рынке;
рекомендации; перечень услуг; наличие гарантий и собственного
автопарка; квалификация менеджеров, специалистов, водителей, грузчиков.
Все это можно сделать, посетив офис фирмы.
Марина РОГАЛЬСКАЯ
|