За 2009 год рынок логистических услуг сократился примерно на 30-40 %, а в некоторых секторах и больше.
Кризис
приведет к снижению спроса на весь комплекс транспортно-логистических
услуг и повысит уровень конкуренции на рынке. В результате на рынке
останутся крупные, наиболее профессиональные игроки, мелкие - уйдут или
будут поглощены. Преимущество у логистических операторов, имеющих
доступ к финансированию и способных снизить издержки для клиентов по
всей цепочке поставок. По данным Госкомстата Украины, за девять месяцев
текущего года всеми видами транспорта перевезено 496,8 млн тонн грузов,
что составляет 71,4 % аналогичного периода прошлого года.
Неоднозначное влияние
«Рынок
украинской логистики в 2009 году характеризовался ниспадающим трендом
развития, - комментирует ситуацию Руководитель отдела маркетинга
компании УВК Юлия Агличанова. - Кризис проник в первую очередь к
девелоперам складской недвижимости, а затем и к логистическим
операторам по всей Украине. Очевидны следующие показатели: если до
кризиса в Украине еще весной 2008-го услуги на ответственное хранение
пользовались большим спросом, было много запросов от различных торговых
компаний, дистрибуторов и производителей, то уже летом 2009 года запросы
на профессионального логистического оператора почти иссякли. Однако
следует отметить, что сегодня, в период сезонного роста спроса на
логистические услуги, потребность все-таки возобновляется, и мы
надеемся, что эта тенденция будет сохраняться».
По
данным компании УВК, за 2009 г. Рынок логистических услуг сократился
примерно на 30-40 %, а в некоторых секторах и больше. Так, активно
пострадала логистика, работающая в сегменте капитального строительства
и ремонта, перестали ввозить стройматериалы, сантехнику, фурнитуру и
т. д. Это стало заметно по международным автомобильным перевозкам,
просевшим на 40-45 %. Однако перевозки уменьшились не только по вине
стройиндустрии, снизилось потребление продуктов питания, элитных групп
крепкого алкоголя, вина, сигарет, одежды, легковых автомобилей,
автозапчастей, бытовой техники, спортивного инвентаря и др. Что,
собственно, и повлияло на снижение объемов логистического рынка Украины,
объясняет Юлия Агличанова.
В то же время, по словам директора компании «Ин-Тайм» (маршрутная экспресс-доставка грузов) Сергея Грачева,
влияние кризиса на отрасль является неоднозначным. «С одной стороны,
падение товарооборота привело к снижению объема грузопотоков, особенно в
компаниях, концентрировавшихся на обслуживании корпоративных
клиентов. С другой - количество клиентов логистических компаний
возросло. В условиях кризиса многие производственные и торговые
предприятия стали массово отдавать неосновные функции в аутсорсинг, в
том числе и логистику. Поэтому перевозчики пострадали от кризиса не так
сильно, как представители других отраслей».
Выиграют все, кто останется
Сложные финансово-экономические условия стали испытанием для компаний, работающих на логистическом рынке.
Выше
запас прочности оказался у международных компаний, которые могут
привлечь финансирование от своей основной компании, комментирует
региональный директор группы транспортно-логистических компаний АsstrА в
Украине Сергей Омельянюк: «В интернациональных компаниях есть доступ к
опыту работы на разных рынках, что тоже помогает в принятии эффективных
управленческих решений. С другой стороны, знание национальной
специфики и умение максимально оптимизировать затраты в условиях
кризиса, удержать клиентов и завоевать новых благодаря качественному
сервису и оптимальным ценам также сыграло немаловажную роль в
«выживании».
По мнению же Сергея Грачева, конфигурация рынка в сегменте маршрутной экспресс-доставки грузов, в котором работает компания «Ин-Тайм»,
практически не изменилась. «Возможно, с дистанции и сошли какие-то
локальные перевозчики, но все основные игроки остались. Крупные
операторы, постоянно инвестирующие в свое развитие и совершенствующие
свой бизнес, оказались более устойчивы к проблемам. Это касается как
отечественных, так и зарубежных предприятий. Говоря об основных
игроках, стоит понимать, что рынок четко сегментирован. В том сегменте, в
котором работаем мы - экспресс-доставка грузов по утвержденным
маршрутам, основными игроками являются «Ин-Тайм», «Автолюкс», «САТ», «Ночной экспресс» и «Деливери».
Кризис,
с одной стороны, выявил слабые места игроков, с другой -
продемонстрировал и потенциал их роста, комментирует Юлия Агличанова:
«В первую очередь, основной урок кризиса в том, что надо быть более
адаптивными. Время стабильности прошло, теперь надо учиться быстро,
реагировать на изменяющиеся обстоятельства. Во-вторых, стратегии,
прописанные на много лет вперед, уже не работают. За 2009 году на рынке
произошел значительный передел, крупные и стабильные компании
остались, но есть и такие, которые ушли с рынка. Достаточно вспомнить
«Фордон». К тому же некоторые зарубежные компании сейчас существуют
только за счет дотаций из-за границы, поскольку ряд крупных клиентов или
перешли на собственные площади, или уменьшили сток. Да и на фоне
снижения грузооборота многие клиенты просто вынуждены были сократить
объем, передаваемый на аутсорсинг. Это все не могло не сказаться на
деятельности логистических операторов, особенно тех, у которых оказались
несбалансированными клиентские доли в общем обороте. В результате
некоторые вынуждены содержать полупустые склады, переезжать на другие,
демпинговать, работая в «минус», существуя только за счет дотаций из-за
границы».
Однако
Юлия Агличанова отмечает и положительные тенденции: в частности,
кризис таки способствует и качественным изменениям к лучшему.
Большинство неопытных игроков уже ушли или постепенно уйдут с рынка,
причем это касается не только девелопмента, где ранее работали в
основном венчурные/спекулятивные операторы, но и всех связанных с ним
отраслей - ретейл, логистика. Это создает предпосылки для качественного
развития каждого из этих рынков, от чего в итоге выиграют все. Все,
кто останется...
Экспериментировать без риска
Игроки
в один голос утверждают, что новые экономические условия стимулировали
к креативному маркетинговому подходу ведения бизнеса. Правда, эксперты
УВК предупреждают: что касается инновационных технологий, сейчас не
следует браться за экспериментальные или рискованные внедрения. Сейчас
не то время, когда надо гнаться за сверхприбылью. Системы надо
выбирать, оценивая число их успешных внедрений. Пусть даже эти системы
не настолько функциональны, как хотелось бы, главное, чтобы
максимальной была вероятность успеха их внедрения и получения с их
помощью прибыли. Любые задержки в окупаемости приведут к тому, что
проект либо не будет завершен, либо компания понесет убытки.
«Наша
компания от инноваций не отказывается, - уточняет Юлия Агличанова, - в
то же время мы работаем только с теми проектами, которые при
минимальных инвестициях и ограничениях принесут быстрый и ощутимый
эффект».
«Из
основного в плане стратегических инноваций следует упомянуть, что на
смену стратегии по максимальному наращиванию собственного веса за счет
усиления присутствия в регионах и агрессивного захвата рынков приходит
идея организации работы в партнерских сетях, и в первую очередь это
может быть применено к логистическим компаниям, - отмечает Юлия
Агличанова и объясняет: - Идея в том, чтобы не стараться изо всех сил
открыть хоть маленькое, но собственное представительство, особенно в
удаленных регионах, а иметь сеть из партнерских компаний, каждая из
которых обслуживает свой регион (и в транспорте и в складском сервисе),
при этом досконально знает местный рынок и имеет возможность
предоставлять качественные услуги по конкурентной цене. Как говорят
англичане, налицо ситуация win-win - в выигрыше все».
Рынок
постоянно развивается, его участники постоянно внедряют новые решения.
Что же касается таких направлений, как транспортное планирование,
моделирование и прогнозирование перевозок, то каждый перевозчик
использует свои подходы, свои решения и свои ноу-хау, комментирует Сергей Грачев.
В
сегменте хранения товара и складских услуг также пришлось изыскивать
новые схемы работы. Например, как рассказал Сергей Омельянюк, поскольку
объемы импорта товара в Украину снизились практически в два раза,
соответственно, сократилась заполняемость складов. Это подтолкнуло
логистических операторов уменьшить стоимость услуг, чтобы привлечь новых
клиентов на пустующие площади. Стойко же выдержать такой сильнейший
экономический спад в стране, несмотря на существенные потери, ряду
компаний удалось благодаря предоставлению целого комплекса ранее
невостребованных услуг и направлений. В частности, в некоторых случаях
украинскому подразделению международной группы
транспортно-логистических компаний АsstrА
приходилось смещать акценты и приоритеты в продуктовом портфеле
компании. «Так, например, когда объемы предоставляемых услуг по
международным перевозкам и складскому хранению сокращались, повысился
спрос на другой сервис. В складском комплексе стали очень востребованы
услуги по предпродажной подготовке товаров, - говорит Сергей Омельянюк.
- Многие наши клиенты заказывали упаковку товаров под акции по
стимулированию продаж. В этом году компании ищут новые рынки для сбыта и
закупки продукции по выгодным ценам. Соответственно, большим
интересом пользовались торговые услуги - комплекс по поиску
производителей товара в Китае, доставке и таможенной очистке. Причем
украинские компании ищут в Китае как поставщиков, так и партнеров для
экспорта продукции».
Потребности
клиента не изменились, ему как и ранее нужно высокое качество за
приемлемую цену. Однако изменился подход. Новые экономические условия
диктуют логистическим компаниям менять методы работы с клиентами. «Мы
стали больше работать в сфере усиления коммуникаций, улучшения качества,
расширения ассортимента услуг. Во многом это объясняется не только
требованиями клиентов, но и обострившейся конкуренцией, -делится опытом
Юлия Агличанова. - Причины очевидны - нет спроса, а многие компании,
которые ранее сами занимались построением собственной логистики,
переходят на аутсорсинг с целью сокращения расходов. Однако для этого
им нужны приемлемые цены, в результате чего можно получить реальную
экономию затрат. Данная тенденция будет способствовать улучшению
ситуации в сегменте ответственного хранения и транспортной логистики».
Сергей Грачев
отмечает, что основные изменения в структуре спроса связаны с
переходом клиентов от разовых использований услуг перевозчиков к
полному аутсорсингу логистической функции. Важнейшим фактором
становится комплексность логистических услуг.
В такой комплекс, по информации специалистов «Рабен Украина», могут входить:
• складские услуги (складирование, обработка грузов, складское администрирование;
• переупаковка, стикерование, подготовка метро-юнитов, промо-наборов и т. д.);
• международные перевозки (включая таможенно-брокерские услуги и таможенный лицензионный склад);
• перевозки по Украине;
• морские и авиаперевозки;
• комплексное логистическое обслуживание свежей продукции (от +2 до +6 °С).
Оптимизация
Притом,
что логистические компании стали более лояльны в ценообразовании,
предлагая свои услуги, требования клиентов к качеству не снизились, а
даже повысились, поскольку значительно возросла конкуренция на рынке,
отмечает Сергей Омельянюк: «Лояльность клиентов больше зависит от
гибкости и возможности логистического провайдера идти на уступки
клиенту».
Падение
же стоимости логистических услуг составило около 35 % от докризисного
времени, констатирует Юлия Агличанова. «Это произошло по причине
тотальной оптимизации цепочки поставок товаров от производителей к
ретейлерам, - объясняет эксперт. - Способы оптимизации, например,
хранение товаров на собственных площадях, включая уличное хранение,
понижение класса склада с А и В на С и D. Планы многих компаний изменились также в сторону уменьшения объемов стоков товарных запасов».
По
словам директора логистической компании «М энд С Логистикс» Александра
Вовкотруба, оптимизация, прежде всего, должна базироваться на четком
планировании и контроле выполняемых операций. Тут не обойтись без
современных программ управления рабочими процессами: ТМS, WMS, СRМ.
Преимущества данных систем в том, что в результате их применения
клиенты получают четко налаженные и контролируемые процессы, сокращение
затрат на логистику, экономию времени.
В
сегменте перевозки грузов цены на транспортно-логистические услуги
зависят от множества факторов, в том числе и от цен на бензин и
дизельное топливо, объясняет Сергей Грачев.
Поэтому, утверждает эксперт, подорожание этих продуктов в нынешнем
году потянуло за собой повышение тарифов на рынке услуг по
экспресс-доставке продукции и товаров. Цены на топливо будут диктовать
стоимость транспортно-логистических услуг и в дальнейшем.
Но
если говорить о ставках на складскую обработку в 2010 г., то, по
мнению Сергея Омельянюка, скорее всего они будут оставаться на уровне
2009 г.
Время возможностей
Говоря
об ожиданиях на следующий год, игроки рынка оптимистически надеются на
рост рынка, но реально оценивая факты, настроены прагматично.
«Предполагаем, что в 2010 году рынок будет уверенно расти. Многое будет
зависеть от общей экономической ситуации в стране», - говорит Сергей Грачев.
«Мы уже отмечаем оживление внешнеэкономической деятельности европейских компаний, в
то время как украинские пока заняли позицию выжидания из-за
нестабильности национальной валюты и ожидания результатов президентских
выборов, - отмечает Сергей Омельянюк. - Будем надеяться, что с марта
ситуация в стране будет улучшаться и стабилизироваться, а,
соответственно, и бизнес в Украине должен активизироваться».
«Развитие
рынка транспортно-логистических услуг в ближайший год будет
определяться такими факторами, как замедление темпов роста в условиях
сокращения инвестиционных возможностей, - считает Юлия Агличанова. -
Однако всегда нужно помнить о том, что любой кризис - в первую очередь
время возможностей. Для одних - это время выживания, для других - время
приобретений. Лидеры имеют преимущества перед остальными. Для крупной
компании транспортной логистики принципиально важным является наличие
существенной доли экспедиторской деятельности. С одной стороны, это
потенциальный рынок для увеличения перевозок собственным транспортом в
обычное время, с другой - «подушка» в случае падения рынка. Кроме того,
времена кризиса могут подтолкнуть (и мы на это надеемся)
государственные органы к использованию инструментов «протекционизма»,
создание преференций для национальных логистических операторов».
«На
волне эволюции потребностей и нужд клиентов на рынок будут выводиться
новые торговые марки и компании, с качественно новым портфелем услуг, -
считает Александр Вовкотруб. - Ведь логистический рынок сохраняет массу
нереализованных возможностей, что создает прекрасные предпосылки для
реализации разнообразных проектов. Чтобы остаться в лидерах в
обострившейся конкурентной среде, необходимо создавать новые стандарты,
удивлять клиентов и неизменно совершенствоваться».
В
целом кризис, а также жесткое и не всегда понятное государственное
регулирование - это вызов нашей общей среды, и надо активно находить
как пути адаптации, так и новые возможности, связанные с этими
изменениями.
Автор Галина Гаевская
|